Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Цели и задачи 3-4
3. Методы и приемы 4-5
4. Ожидаемый результат 5
5. Организация кружковой деятельности 5-7
6. Работа с родителями 7
7. Предметно-развивающая среда 7-8
8. Методическое обеспечение программ 8
9. Перспективный план работы кружка 8-13
10. Список литературы 14
1.Пояснительная записка
Программа дополнительных образовательных услуг «Веселая логика» составлен с учетом ФГОС дошкольного образования и разработан на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, а также на основе серии «Ломоносовская школа», издательство «Эксмо», 2019 г. срок реализации – один учебный год.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях логического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.
2.Цели и задачи
Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Веселая логика». Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.
Задачи программы
1. Обучающие
Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы, формировать позитивное отношение к освоению логики.
2.Развивающие
Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства , но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам; развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний; развивать интеллектуальный, эмоциональный, социально-личностный компонент; совершенствовать произвольное внимание, память.
3.Воспитательные
Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
3.Методы и приемы
o Практические методы предлагают специальные упражнения в форме заданий, действий с демонстрационным материалом, в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом, сюрпризные моменты, имитационные движения.
o Игровые приемы : пальчиковая гимнастика, элементы драматизации;
o Метод предварительной ошибки (наример : Хрюше дается задание - построить квадрат из палочек. Он строит фигуру из 3-х палочек. Дети сразу же замечают ошибку и исправляют ее. Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное) ;
o Словесные указания, пояснения, разъяснения.
o Развивающие дидактические игры, игровые упражнения.
o Занимательная проблемная ситуация сказочного характера (например, Мальчик – с – пальчик может освобожден из темницы только при условии, если решит задачу бабы Яги).
o Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением,
o Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений,
o Вопросы к детям,
o Моделирование (модель частей суток, недели, модели геометрических фигур, объемных фигур и т.д.),
o Наглядные методы – мультимедийные презентации, использование отрывков из мультипликационных фильмов (например : отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» используем для поиска решения проблемы как помочь Деду Морозу не растаять? Что вы можете предложить, для решения данной проблемы); прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
o Контроль и оценка.
o Констатация успеха
o Поддержка ребенка в ситуации неудачи;
o Одобрение поведения;
o Анализ игровой ситуации расширение кругозора;
o Создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
o Безопасности, доверия;
o Анализ образцов поведения сказочных героев.
o Прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
4.Ожидаемый результат
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:
· Проявлять любознательность: задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делиться впечатлениями, стремиться отразить их в продуктивной деятельности.
· С удовольствием включаться в исследовательскую деятельность, использовать разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждать с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.
· Проявлять наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
· Сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от …)), определять место нахождения объекта в ряду (второй, третий и тд. ) .
· Определять последовательность событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.
· Освоят умение пользоваться схематическим изображением действий, свойств; научатся придумывать новые знаки символы, понимать замещения конкретных признаков моделями.
· Освоят принцип практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
· Понимать и использовать числа как показателя количества, итога счета, освоят способ восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнивать их по количеству, делить на подгруппы, воспроизводить группы предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 10.
5.Организация кружковой деятельности
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа кружка «Веселая логика» разрабатывалась для детей старшего до школьного возраста.
Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 12 человек.
Дополнительную образовательную услугу посещают воспитанники старшей группы. Занятия проводятся 4 раз в месяц, по средам.
Длительность занятия – 25 минут
Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул
В неделю 1
В месяц 4
В год 30
Обязательным условием работы кружка является: целенаправленное развитие мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх. Занятия кружка «Веселая логика» способствуют формированию у детей способности к саморазвитию. Роль технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?
Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.
Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.
В-третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.
В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы. Чтобы сформировать эти способности в программе используются развивающие игры, головоломки, занимательные игры с кубиками
Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.
Занятия кружка построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.
Принципы проведения занятий:
· системность,
· наглядность,
· цикличность построения занятий,
· доступность,
· проблемность,
· развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
6.Работа с родителями
В процессе работы с родителями решаются следующие задачи:
1. Создать творческую площадку для формирования у родителей опыта по развитию логического мышления и математических способностей на основе занимательных игр и упражнений.
2. Наладить взаимодействие с родителями для осуществления задач развития мелкой моторики рук.
3. Создать образовательную среду, стимулирующую творческую активность ребенка в семье и в учреждении дошкольного образования.
5.Формировать представления, взгляды родителей на образование дошкольников в современных условиях.
6. Соблюдать единство в работе детского сада и семьи в целях всестороннего развития детей.
При взаимодействии с семьей используются следующие формы сотрудничества: информационные листки, консультации, рекомендации, советы, тематические папки, выставка пособий и игр.
Совместно с родителями планируется собрать коллекции прописей, раскрасок, тематических трафаретов.
В течение периода для родителей подготовлены :
Консультации : «Ум на кончиках пальцев» , «Домашний игровой уголок» , «Развивающие игры на кухне» ;
Памятки: «Приемы, помогающие запоминанию» , «Познавательная литература для детей» ;
Советы: «Влияние телепередач на развитие ребенка» . «Чтобы лето было полезным для ребенка» .
Данные материалы составили основу базы консультативных материалов по педагогическому просвещению родителей.
7.Предметно-развивающая среда
· Палочки для моделирования. Обучающие настольно-печатные игры.
· Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.
· Геометрические мозаики и головоломки.
· Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы.
· Простые карандаши.
· Набор цветных карандашей. Шаблон с геометрическими фигурами.
· Шнуровки
8.Методическое обеспечение
Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным.
Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.
Классификация игр:
1. Предметные игры:
– дидактические;
– развивающие (имеющие несколько уровней сложности);
– игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом);
– игры со счетными палочками (развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете).
2. Словесные игры:
– загадки;
– логические задачи.
3.Пальчиковые игры и игры-шнуровки (активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).
4.Печатные пособия «Развитие логического мышления 5-6 лет» (Ломоносовская школа)
10. Перспективный план работы кружка
Октябрь
1-я неделя
1. Упражнение «Колечко»
2. Игра «Быстро сообрази»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 1 стр 4-7
простой карандаш
2-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»
2. Игра «Антонимы»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 2 стр 8-11
простой карандаш
3-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь».
2. Игра «Палочки»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 3 стр 12-15
4-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон».
2. Игра «Так бывает или нет»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 4 стр 16-19
простой карандаш
Ноябрь
1-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту».
2. Игра «Один - несколько»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 5 стр 20-23
простой карандаш
2-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан».
2. Игра «Что внутри?»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 6 стр 24-27
простой карандаш
3-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Что вокруг нас?» (по цвету)
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 7 стр 28-31
простой карандаш
4-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Что вокруг нас?» (по форме)
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 8 стр 32-35
простой карандаш
Декабрь
1-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Летает – не летает»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 9 стр 36-39
простой карандаш
2-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Части тела»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 10 стр 40-43
простой карандаш
3-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Запретное движение»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 11 стр 44-47
простой карандаш
4-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Дед Мороз»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 12 стр 48-51
простой карандаш
Январь
2-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Запретное движение»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 13 стр 52-55
простой карандаш
3-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Движения со словами»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 14 стр 56-59
простой карандаш
4-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Закончи фразу»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 15 стр 60-63
простой карандаш
Февраль
1-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Скороговорки»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 16 стр 64-67
простой карандаш
2-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «А я все помню»
3-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Детишки»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 17 стр 68-71
простой карандаш
4-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Скороговорки»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 18 стр 72-75
простой карандаш
Март
1-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Подбери слова»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 19 стр 76-79
простой карандаш
2-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Одно слово»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 20 стр 80-83
простой карандаш
3-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Назови предметы»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 21 стр 84-87
простой карандаш
4-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Отгадай загадку»
«Развиваю логическое мышление» (для одаренных детей 5-6 лет «Ломоносовская школа») Занятие 22 стр 88-91
простой карандаш
Апрель
1-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Больше - меньше»
3. И/у «Продолжи ряд»
«Решаю и считаю» («Ломоносовская школа» для детей 5-6 лет) Занятие 29 стр 82-84
2-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Покажи по-разному»
3. И/у «Продолжи ряд»
«Решаю и считаю» («Ломоносовская школа» для детей 5-6 лет) Занятие 29 стр 85-86
3-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Слушай и показывай»
«Решаю и считаю» («Ломоносовская школа» для детей 5-6 лет) Занятие 30 стр 87-88
4-я неделя
1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2.Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
3.И/у «Продолжи ряд»
«Решаю и считаю» («Ломоносовская школа» для детей 5-6 лет) Занятие 31 стр 89-90
Май
1-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Машины и пешеходы»
3. И/у «Продолжи ряд»
4. И/у «Что сначала, что потом»
«Решаю и считаю» («Ломоносовская школа» для детей 5-6 лет) Занятие 33 стр 94-95
2-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Пятнашки»
3. И/у «Продолжи ряд»
4. И/у «Закрась то, что нужно»
5. Решение устных логических задач
3-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Я знаю пять имен мальчиков»
3. Д/у «Умозаключения»
4. Д/у «Составляем сказку»
5.Сложи фигуру из разноцветных кубиков
4-я неделя
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
2. Игра «Вообрази и покажи»
3. И/у «Раскрась узор по образцу»
4. И/у «Закрась то, что нужно»
5.Обведи по точкам
11.Список литературы
«Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г.
«Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград2014г.
«Изучаем фигуры» Т.В. Сорокина, С.В. Пятак , изд. «Эксмо» Москва 2011г.
«Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г
«Математика в детском саду старший дошкольный возраст». В. П. Новикова. изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2009 г.
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-zanimatelnaya-logika-dlya-detey-let-3221454.html
https://mbdou75.edummr.ru/wp-content/uploads/2019/09/Программа-кружковой-работы-Занимательная-логика_5-7-лет.pdf